[12.2002] "Адриан и Александр" в рубрике "Культурный герой"
Катерина Чуверина, DRUGAYA.RU

Случайно попав на концерт, благодаря широко известной в узких кругах "Песне о Безумной Маше", мы с тех пор переводили энное количество друзей и соратников. И, что удивительно, оценили все! Независимо от своих музыкальных пристрастий...

Дуэт "Адриан и Александр" (Александр Щербина и Адриан Крупчанский) - это два симпатичных парня, с не менее симпатичными гитарами, и очень милыми, ироничными песнями. Случайно попав на концерт, благодаря широко известной в узких кругах "Песне о Безумной Маше", мы с тех пор переводили энное количество друзей и соратников. И, что удивительно, всем понравилось. Причем люди были совершенно разные и, главное, с абсолютно разными музыкальными вкусами. Очевидно, что эта способность нравится всем - должна обеспечить дуэту широкий успех. Так что, если исполнители не потеряют интерес к собственному творчеству и продолжат уже наметившееся движение в сторону современного звучания - все будет очень хорошо. Для тех, кто этой радости пока не слышал, определить жанр достаточно сложно… Скажем так, это генетически авторская песня, по сути скорее рок, а по форме почти шоу. Это и подкупает, поскольку самое интересное всегда происходит на стыке жанров. Вот, так что послушайте, а лучше всего сходите на концерт. Это нужно видеть. А так как, лучше автора о своем творчестве никто не скажет, то мы предлагаем вашему вниманию результаты личной переписки с Александром Щербиной (неожиданно получилось практически полноценное интервью):

К.Ч.: Часто ли вас сравнивают с "Ивасями" (Иващенко и Васильев в прошлом исполнители авторской песни, а сейчас, преимущественно, авторы мюзикла "Норд Ост"), и как вы сами к этому сравнению относитесь?

А.Щ.: Часто? Вы первые. Но "история" вопроса понятна. Два парня, две гитары, конферанс-стёб, пристрастие к ритму и гитарным проходкам… Но это же просто форма, нет?.. Вообще, годков пять назад, написав очередную умную-заумную речитативную балладу, я вдруг подумал, что мне надоело разговаривать под гитару и уже хочется что-нибудь петь. А ещё я подумал, что мне хочется быть ритмичней, драйвней, и - как бы это сказать попроще? - современней. И при этом продолжать писать то, что мне нравиться. Появилось желание играть с музыкантами. Было несколько эксперементов с созданием группы ("Бедный Йорик"-1, а затем и 2). Сейчас, как мне кажется, всё устаканилось, у меня отличный партнёр, с ним легко разговаривать на сцене и интересно ругаться на репетициях. Форма акустического дуэта на сегодняшний день меня вполне устраивает.

К.Ч.: Признаете вы некоторый синтетический момент в вашем творчестве? Где для вас лежит грань между плагиатом и творческим "оплодотворением"? И вообще насколько вас самих это волнует? Мы общими усилиями услышали в ваших песнях отзвуки следующих персонажей: Иваси, Аукцыон, БГ, Дркин. Согласны ли вы с этим списком?

А.Щ.: Отзвуки?.. Ну пожалуй. Хотя я бы скорее говорил о среде. В этом смысле "Иваси" - мимо (разве что форма, но об этом уже было). "Аукцион" я услышал, увы, слишком поздно. После того как на одном из концертов пришла очередная записка со сравнительными намёками на гаркушенский вокал, пришлось, наконец, заинтересоваться "прототипом". БГ? Было время, лет эдак пять-семь-десять назад... Вместо Дркина всё же корректней было бы упомянуть Башлачова - ближе к корням… А вообще я бы легко продолжил этот ряд, включив сюда стихи Губанова, песни Щербакова, прозу Фаулза, хрипы Уэйтса, фильмы Джармуша и, скажем, Формана... Да мало ли ещё чего и кого...

Что знаю точно: для меня, как для автора, творчество других людей делится по… как бы это сказать… "осеменительному" признаку. Действительно, есть поэзия и музыка, и вообще искусство, которое способно на оплодотворение, а есть (независимо от совершенства и гениальности выполнения) - стерильно-выхолощенное, холодное, которое можно оценить, пощёлкать языком и - через секунду забыть. Потому что оно не качнёт в тебе ровным счётом ничего. И тебе не захочется взрываться, бросаться к письменному столу или к гитаре с одним желанием - написать в кои-то веки что-то действительно стоящее, настоящее и, наконец, успокоиться уже и жить как все нормальные люди. Творчество должно рождать творчество. Так мне, по крайней мере, верится.

Если же вернуться к истории с "отзвуками" и "персонажами", думается, оценивать того или иного автора с позиции его похожести на других как минимум скучно. Куда интересней находить в нём что-то своё, особенное. Ну а ежели такового не окажется, лучше о нём вообще не говорить. И не слушать.

К.Ч.: Я слышала, что и вы, и Адриан работаете где-то еще, и для вас это, в общем, не основной род занятий. Такое положение дел вообще характерно для АП, считаете ли вы сами такой подход продуктивным? Насколько серьезно вы относитесь к собственному творчеству.

А.Щ.: Видимо серьёзно, если всё ещё продолжаю писать. Я не уверен, что и через десять лет буду распевать песни и играть на гитаре. Но потребность высказывания, видимо, уже никуда не денется.

Что до работы - это отдельная песня. Я довольно долго числил себя в свободных художниках, занимаясь то артистической, то радийной, то литературной деятельностью. Это было интересно и, естественно, малодоходно. Пока какой-то знакомый моих знакомых не предложил через десятые руки скреативить для одного производственного комбината какие-то рекламные идеи для постера, а заодно и ролика. Я взялся, ничего не смысля в рекламе. И оказалось, что в современном обществе есть весьма занятная и - что весьма кстати - востребованная профессия "креейтер", этакое искусство умственных упражнений и семантически-описательных перфомансов-инсталляций, что-то на стыке поэзии и маркетинга. Профессия, которая, как способ зарабатывания денег, меня вполне устраивает. Особенно по соотношению "затраченное время - материальная отдача". Вообще, в любом по-настоящему хорошем стихотворении чистого креатива на десять слоганов и пару концепций. Правда, никому не приходит в голову за это платить… Постепенно я приобрёл необходимый опыт, а недостаток специального образования на первых порах с лихвой заменила практика, которой, что называется, повалило. На сегодняшний день у меня в загашнике достаточно солидных клиентов, чтобы чувствовать себя уверено. Кстати, насколько я могу судить, в этом году Адриан сменил прежний - довольно заковыристо-технологичный - вид деятельности и подался куда-то в ту же степь.

Зарабатывать деньги музыкой или не зарабатывать - личное дело каждого. И в авторской песне и в любой другой. У каждого из вариантов свои плюсы и минусы. Когда выход на сцену становится профессией - это особая история. Тут уже свои правила, многие из которых мне, как человеку с театральным образованием, хорошо известны и, надо сказать, не очень-то по душе. С другой стороны - необходимость постоянно пахать рано или поздно приносит творческие плоды, остаётся меньше лазеек, чтобы оправдать лень и недостатки собственных вокала-гитары-музыки… По мне так главное - что на сцене, что за письменным столом - не потерять особое ощущение эйфории, которое можно обозвать как угодно - кайфом, вдохновением, драйвом, - лишь бы оно у тебя было...

К.Ч.: Очевидно, что вам тесно в формате АП, в какую сторону думаете двигаться?

А.Щ.: Да собственно я уже почти на всё ответил. Бог с ним с форматом. Да и двигаться можно куда угодно, лишь бы с желанием… Мы с Адрианом заканчиваем первую часть проекта "Адриан и Александр". На двух дисках выйдет. Сторона А (Арт-рок) и Сторона Б (Бард-арт). Сбылась мечта идиота. Сыграть свои песни с классными музыкантами. Сколько дружественного народа поучаствовало! - имён на полстраницы. И струнный квартет из Гнесинки, и Вовка Кожекин с Жуком, и Андрюша Корчагин отметился с барабанами… Короче, странный диск получился. Но получился. Поклон Денису Вакуленко, звукорежиссёру.

К.Ч.: Вопрос, на который вы сами хотели бы ответить.

А.Щ.: Э-э-э… Есть много хороших вопросов, которые я был бы не прочь услышать. Ну, например, такой: "Александр, а почему бы вам с Адрианом не взять у меня несколько лишних тысяч баксов на запись нового альбома, - так, в качестве гуманитарной помощи и из любви к искусству?" Или "Как?! Разве вы ещё не были у нас на гастролях в Сан-фран-амсердам-берлинске?! Но почему?!" ...А если без стёба, - больше-то волнует другое. Когда уже, наконец, родятся те песни, после которых можно будет перестать терзать себя вопросами о собственной необходимости - здесь, сейчас, и немножко завтра. Это вопрос, на который я действительно хотел бы ответить. Но не знаю, что.

http://www.drugaya.ru/content/doc108.html

Разработка и продвижение сайта - Нотамедиа, 2005